Неврология и психиатрия
В настоящее время, как со стороны психиатров, так и неврологов, неоднократно звучат призывы отказаться от различия между неврологическими и психическими расстройствами на медицинском, философском и этическом основаниях (Neuroimaging distinction between neurological and psychiatric disorders. Crossley N. A, Scott J., Ellison - Wright I., Mechelli A. Br. J. Psychiatry. 2015. Now; 207(5): 429-34).
«Реальность» различия психиатрии и неврологии относится к обоснованию теоретической основы этих дисциплин медицины. Ранее полагали, что если расстройство надежно связано с "узнаваемым патологическим процессом", воздействующим на центральную нервную систему (ЦНС), то оно "неврологично".
Однако, что такое «узнаваемая патология»? Она относится к микроскопическому или макроскопическому уровню?
Сегодня известно, что при шизофрении, имеются многочисленные свидетельства количественных региональных изменений в ЦНС (благодаря широкому использованию структурного магнитного резонансного изображения), но только в той степени, в какой это обнаруживается на уровне группы пациентов в сравнении с контрольной группой и в соответствии с некоторыми более или менее произвольными статистический порогами. То же самое можно сказать и об аффективном расстройстве, но при более низком статистическом пороге. Что же тогда представляет из себя болезнь Альцгеймера? Очевидно, что это неврологическое расстройство, представляющее интерес для невролога, но это и «основной бизнес» для психиатра "на выезде" и общая тема, наряду с другими формами деменции, исследований в области "нейропсихиатрии".
Представляет интерес метаанализ исследований с использованием морфометрии на основе вокселя (VBM) для измерения объемов серого вещества при "неврологических" и психических» диагностических группах.
В литературе можно встретить морфометрические исследования таких разных заболеваний, как рассеянный склероз и болезнь Хантингтона, синдром Аспергера, анорексия и болезнь Альцгеймера, шизофрения и паническое расстройство, при этом каждую группу пациентов стоит сравнивать с контрольными группами и анализировать статистические различия, строго говоря, плотность серого вещества. Важно отметить, что эти методы исследуют весь мозг и не зависят от предположений о том, где может находиться аномалия.
Можно предположить, что "неврологические пациенты» имеют большую часть аномалий в областях мозга, связанных с более «основными» функциями: движением (моторная активность), ощущением (сенсорная сфера) и когнитивными доменами (например, при деменции мы встречаемся с нарушениями памяти, внимания и мышления). Таким образом патология базальных ганглиев и островка (insula) явно относятся к неврологическим расстройствам, впрочем, как и первичные сенсорные и моторные сети нейронов. Однако, следуя когнитивным нарушениям сюда следует отнести и дорсальный префронтальный «исполнительный» регион мозга.
С другой стороны, медиальная префронтальная область, которая последнее время явно квалифицируется, как «психиатрическая», является областью с растущей репутацией структуры ответственной за такие функции, как саморефлексия и "социальное познание". Этот регион является частью так называемой «сети по умолчанию», считающейся вовлеченной в процесс "осознания".
Несколько неожиданно звучат высказывания о "принадлежности" зрительной ассоциативной коры к той патологии, которая в первую очередь касается психиатрии. К этому региону коры относятся лингвальная извилина, которая может быть вовлечена, в процесс "восприятия лица".
Височная кора, возможно, предсказуемо, является действительно оспариваемой областью - включающей, как гиппокамп (отражающий поражение мозга при деменции, которая является объектом внимания, как неврологов, так и психиатров), так и компоненты лимбической системы, а также считающейся ключевой областью патологических нарушений при эпилепсии.
Психические расстройства встречаются в неврологии достаточно часто и могут быть выявлены даже при рутинном обследовании не только в небольших неврологических отделениях, но и в крупных специализированных неврологических клиниках. Кроме того, симптомы психических расстройств при неврологических заболеваниях, попадающих в поле зрения врачей первичной медико-санитарной помощи (участковых врачей) и других специалистов часто игнорируются или просматриваются.
Тревога и депрессия наиболее распространены неврологической клинике. Галлюцинации, бред, обсессивно-компульсивное расстройство также часто встречаются, как сопутствующие заболевания при многих неврологических заболеваниях, таких как: инсульт, эпилепсия, рассеянный склероз (MS), болезнь Паркинсона (PD) и др.
Депрессия и неврологическое заболевание взаимозависимы, так как пациенты с инсультом имеют больший риском развития депрессии, а пациенты с депрессией имеют вдвое больший риск развития инсульта, даже после контроля за другими факторами риска.
Деменция или мягкие когнитивные нарушения являются частью клинической картины пациентов с болезнью Паркинсона, инсультом, рассеянным склерозом, болезнью Хантингтона.
Так называемые «функциональные» (или психогенные или истерические / конверсионные) симптомы являются относительно редкими в «неврологических» условиях, но очень часто не распознаются и не должным образом лечатся (Sinanovic O. Psychiatry disorders in neurology. Psychiatr Danub. 2012. Oct; 24. Suppl 3: S331-5).
Среди амбулаторного больного невролога показатель распространенности психических расстройств оценивается в размере более 50% (Fink P, Hansen M S, Søndergaard L. et al Mental illness in new neurological patients. J Neurol Neurosurg Psychiatry 200374817–819). Депрессия и тревожные расстройства присутствуют у 40% пациентов, обращающихся за помощью к неврологу (Carson A J, Postma K, Stone J. et al the outcome of depressive disorders in neurology patients: a prospective cohort study. J Neurol Neurosurg Psychiatry 200374893–896).
Функциональные неврологические симптомы или соматоформные расстройства могут в некоторой степени присутствовать у одной трети пациентов невролога при этом данная группа больных плохо лечится неврологами (Carson A J, Best S, Postma K. et al The outcome of neurology outpatients with medically unexplained symptoms: a prospective cohort study. J Neurol Neurosurg Psychiatry 200374897–900). Часто эти нарушения официально не признаются неврологами и лишь небольшое количество пациентов направляется к психиатру (Jonge P, Huyse F J, Herzog T. et al Referral pattern of neurological patients to psychiatric consultation‐liaison services in 33 European hospitals. Gen Hosp Psychiatry 200123152–157.).
Неврологи неохотно отдают половину своих пациентов психиатру, когда последствия лечения им неясны. В то же время и пациенты, направленные к психиатру, могут чувствовать себя стигматизированными и отказываются идти на прием к последнему.
Необходимо выявление тех пациентов, у которых есть симптомы психических расстройств, поддающиеся лечению, а результативность терапии улучшается за счет психофармакологического или психотерапевтического вмешательства. Психосоциальная помощь, такая как объяснение генеза симптомов, образование в области психиатрии и психологии или решение проблем психотерапевтическим способом, может стать той терапии, которая требуется во многих случаях.
По большей части как «психиатрические», так и «неврологические» расстройства являются хроническими заболеваниями головного мозга. Несмотря на то, что регенерация нервной ткани на данный момент не является общепризнанным и часто встречающимся феноменом, пластичность мозга позволяет ему все же восстанавливаться или компенсировать многие травмы и повреждения мозга, по крайней мере частично.
Головной мозг - орган в котором "возникают" психопатологические симптомы, является достаточно пластичным, даже в контексте хронического заболевания.
Еще одна проблема связана с сильным влиянием преморбидного состояния пациента на возникновение и течение психопатологических симптомов после возникновения неврологического заболевания. Многие пациенты перенесшие черепно - мозговую травму (TBI) «присоединяют" преморбидные "психиатрические состояния", такие, например, как склонность к алкоголизации, импульсивность, депрессия или расстройство личности, к травме, что в дальнейшем влияет на поведение больных.
Следующая проблема связана с окружающей средой и социальной поддержкой. В то время как болезни мозга могут приводить к появлению целого ряда новых форм поведения и психических расстройств, их экспрессия часто зависит от той окружающей среды, которая окружает пациента. С одной стороны, это означает, что управление окружающей средой является критическим аспектом заботы о пациенте. С другой стороны, здесь возникают интересные вопросы о взаимодействии между воздействием окружающей среды и конкретными типами повреждения головного мозга, которые приводят к определенным видам психопатологии.